Договор о таможенном кодексе Евразийского экономического союза является документом, определяющим правила и процедуры таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Он был подписан в 2017 году и устанавливает общие принципы взимания таможенных пошлин, осуществления контроля за перемещением товаров и условия их таможенного оформления. Договор о таможенном кодексе ЕАЭС способствует развитию экономического сотрудничества между государствами-членами союза, повышению безопасности таможенных процедур и упрощению торговли в регионе.
Статья 6. Заключительные положения
2. Если споры и разногласия, возникающие между государствами — членами Евразийского экономического союза, не могут быть разрешены переговорным путем, они могут быть переданы на рассмотрение в Межгосударственный суд Евразийского экономического союза в соответствии с его Положением.
3. Данный договор открыт для подписания странами — недоброжелателями и неподписавшими договор о создании Евразийского экономического союза. Такие страны вправе подписать договор после его вступления в силу.
4. Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения последнего уведомления государствами — участниками о государственном внутреннем утверждении.
5. Договор остается в силе на неопределенный срок и продлевается автоматически на каждый последующий период по истечении срока его действия, если одна из стран-участниц не уведомит в письменной форме о своем желании выйти из Договора.
6. Данный договор может быть в любое время изменен или дополнен по соглашению государств — участников.
7. В случае прекращения действия настоящего договора его положения сохраняются в отношении наработанных ранее прав и обязанностей.
Статья 4. Оговорки
Основные положения статьи 4:
- Оговорки являются дополнениями к общим правилам таможенного кодекса и не могут противоречить его целям и принципам;
- Для осуществления оговорки необходимо предоставить уведомление о намерении использовать оговорку и обоснование причин, которые подтверждают необходимость ее применения;
- Оговорки не должны быть противоречащими международным обязательствам союза;
- Оговорки являются временными мерами и должны быть приведены в соответствие с общими положениями таможенного кодекса в установленные сроки.
Примеры оговорок, применяемых в рамках Евразийского экономического союза:
Страна-член ЕАЭС | Оговорка | Причина использования |
---|---|---|
Беларусь | Оговорка о временном снижении ставок таможенных пошлин | Создание более благоприятных условий для ввоза определенных товаров |
Россия | Оговорка о введении дополнительных таможенных процедур | Ужесточение контроля и обеспечение безопасности товаров, импортируемых на территорию Российской Федерации |
Казахстан | Оговорка о временном отмене подтверждающей документации | Упрощение таможенных процедур и сокращение времени, затрачиваемого на таможенное оформление товаров |
Статья 4 таможенного кодекса Евразийского экономического союза определяет порядок и условия использования оговорок каждым членом союза. Оговорки способствуют адаптации общих правил кодекса к особым потребностям и интересам стран-участниц, создавая гибкий правовой режим, который обеспечивает эффективное функционирование таможенного союза.
Статья 3. Внесение изменений в Договор
Исполнительный орган Евразийского экономического союза (далее – Исполнительный орган) может предлагать внести изменения в Договор для устранения противоречий, обеспечения соответствия ему и возможности эффективной реализации его положений.
Порядок внесения изменений:
- Исполнительный орган разрабатывает предложения об изменении Договора, которые впоследствии направляются Договаривающимся Сторонам.
- Договаривающиеся Стороны рассматривают предложения Исполнительного органа и оценивают их целесообразность.
- После проведения оценки предложений Исполнительного органа, Договаривающиеся Стороны принимают решение о внесении изменений в Договор.
- Изменения вносятся путем подписания соответствующего протокола, который становится неотъемлемой частью Договора.
- После внесения изменений протокол должен быть зарегистрирован и опубликован для общего сведения.
Следует отметить, что внесение изменений в Договор обязательно должно соблюдать установленный порядок и процедуру, чтобы быть правовыми и иметь эффективные последствия для государств-участников Евразийского экономического союза.
Внесение изменений в Договор о таможенном кодексе Евразийского экономического союза является важным механизмом обновления и совершенствования действующего законодательства. Правильное и своевременное внесение изменений позволяет устранять противоречия, обеспечивать эффективность реализации положений Договора и повышать его соответствие современным вызовам и требованиям.
Статья 2. Вступление Договора в силу
Ратификация Договора производится в соответствии с внутренними законодательными процедурами каждого государства-участника Евразийского экономического союза.
Вступление в силу сразу после ратификации
После ратификации Договора всеми государствами-членами, он вступает в силу одновременно для всех участников.
Цитата: «Договор вступает в силу возместно и не может быть применен с силы ранее момента его вступления в силу»
Порядок оповещения о вступлении в силу
- Государства-члены Евразийского экономического союза должны уведомить друг друга о ратификации Договора и его вступлении в силу.
- Уведомления должны быть официальными и предоставлены в письменной форме.
- Датой вступления в силу Договора считается дата получения уведомления.
Изменение срока вступления в силу
Срок вступления в силу Договора может быть изменен договором между государствами-участниками Евразийского экономического союза.
Ставка Договора
Дата вступления в силу Договора | Ставка Договора |
1 января 2023 года | 10% |
1 января 2024 года | 15% |
1 января 2025 года | 20% |
Статья 5. Разрешение споров
Статья 5 регулирует порядок разрешения споров, которые могут возникнуть в процессе применения положений Договора о таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
В случае возникновения споров между государствами-членами Евразийского экономического союза по вопросам применения или толкования положений Договора о таможенном кодексе, стороны могут применять следующие механизмы разрешения споров:
- Переговоры и консультации: Стороны обязаны приступить к переговорам и консультациям в целях разрешения спора. Этот механизм предполагает диалог и обмен мнениями с целью достижения взаимоприемлемого решения.
- Медиация: В случае, если переговоры и консультации не привели к разрешению спора, стороны могут использовать услуги независимого третьего лица – медиатора, который будет помогать им достичь согласия и разрешить спор.
- Арбитраж: Если медиация не дала результатов, стороны могут обратиться к арбитражному суду для разрешения спора. Решение арбитражного суда является обязательным для сторон.
В конечном итоге, целью разрешения споров по вопросам применения или толкования положений Договора о таможенном кодексе Евразийского экономического союза является обеспечение справедливости и соблюдения законодательства Евразийского экономического союза. Это способствует развитию экономического сотрудничества и стабильности в регионе.